среда, 9 сентября 2015 г.

С 14.09.15 по 26.09.15 региональный Центр развития математического образования АИПКП совместно с кафедрами естественнонаучного и технологического образования (ЕТО), дошкольного и начального обучения (ДИНО), социальной адаптации и здоровьесбережения (САЗ), профессионального образования (ПО), информатизации образования (ИО) и лабораторией методического сопровождения внедрения ФГОС ОО приглашают учителей начальной школы, воспитателей,учителей и преподавателей математики образовательных организаций общего и среднего профессионального образованияАстраханской области принять участие в Интернет-форуме «Разнообразные формы оценки образовательных достижений обучающихся по математике».
Предлагаем обсудить традиционные и инновационные подходы к оцениванию, различные формы оценки образовательных достижений обучающихся по математике, а также готовность педагогов образовательных организаций использовать эти формы оценивания.
Для участия в Интернет-форуме необходимо
оставить содержательное выступление, комментарий или вопрос по обсуждаемой теме.
Для получения сертификата участника Интернет-форума необходимо:
1. Присоединиться к форуму - заполнить анкету в разделе "Стать участником форума" до 14.09.15г. Администратор блога отметит Вас в списке участников (данный список имеется  на странице каждого блога по направлениям) – обновляется список 1 раз в сутки.
2. Познакомиться с материалами, размещенными модераторами форума, по выбранному направлению.
3. Оставить не менее одного содержательного выступления и трех комментариев (вопросов) по обсуждаемой теме, указав ФИО, место работы и должность.
Обращаем внимание участников форума: комментарии с отсутствием полных данных участников и комментарии не по теме форума будут удаляться модераторами.
Ответственные: 
Колмакова Тамара Ивановна,
Попова Елена Владимировна.


Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися коррекционной школы VIII вида (вступительное слово).


Специальные исследования показали, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необходима способность к формализованному восприятию математического материала, способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свёрнутыми структурами, гибкость мыслительных процессов, способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, математическая память. Эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у учащихся коррекционной школы VIII вида развиты очень слабо. Математика является самым трудным предметом для умственно отсталых учащихся. Успех в обучении математики таких школьников зависит от учёта трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями и учёта потенциальных возможностей учащихся. Состав детей чрезвычайно разнороден, поэтому трудности и потенциальные возможности каждого ученика своеобразны.

В Законе РФ от 29 декабря 2012г. «Об образовании в Российской Федерации» закреплены новые принципы политики государства в сфере образования лиц с ОВЗ. Эти принципы подтверждают гуманистические и демократические тенденции развития современной школы, расширяют ее права и компетенции, реально учитывают многообразие и специфику образовательных потребностей обучающихся.

С учетом неоднородности состава всех групп детей с ОВЗ, их специфических различий в учебной деятельности, диктуется необходимость организации вариативных форм и условий образовательного процесса.

ФГОС для детей с нарушениями интеллекта призван стать практическим инструментом для реализации общих стратегических ориентиров, а также для ответов по выбору приоритетов качественного улучшения образования названной категории обучающихся.

Существуют общие особенности усвоения математических знаний, умений и навыков, которые характерны для всех учащихся коррекционной школы VIII вида.
Специальные исследования показывают, что узость, нецеленаправленность и слабая активность восприятия создают определённые трудности в понимании задачи, математического задания. Учащиеся воспринимают задачу фрагментарно, по частям, а несовершенство анализа и синтеза не позволяют эти части связать в единое целое, установить между ними связи и зависимости и, исходя из этого, выбрать правильный путь решения. Фрагментарность восприятия является одной из причин ошибочного вычисления числовых выражений, содержащих два и более действия. Слабая активность восприятия не позволяет учащимся узнать геометрические фигуры, если они даются в непривычном положении. Они не могут найти в задаче числовые данные, если они записаны словами, выделить вопрос, если он стоит не в конце, а в начале или середине текста. 

У умственно отсталых учащихся наблюдается несовершенство зрительных восприятий (зрительного анализа и синтеза) и моторики (тремор и параличи). Учащиеся с большим трудом вырабатывают новые условные связи, особенно сложные, возникнув, они оказываются непрочными и недифференцированными. Слабость дифференциации приводит к уподоблению знаний. Причины уподобления знаний различны. Приобретённые знания сохраняются неполно, неточно, объединение знаний в системы происходит с трудом, системы этих знаний недостаточно расчленены.

 Другая причина – отрыв математической терминологии от конкретных представлений, реальных образов, объектов, в непонимании конкретной ситуации, математических зависимостей и отношений между данными, между данными и искомыми. Трудности в обучении математике учащихся коррекционной школы VIII вида обуславливаются косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов ( «застревание» на принятом способе решения, «приспосабливание» знаний к своим знаниям, «буквальный перенос»имеющихся знаний без учёта ситуации и т.д.) У умственно отсталых учащихся снижена способность к обобщению. Это проявляется в трудностях формирования математических понятий, усвоения законов и правил. 
Учащиеся механически заучивают правила, без понимания их смысла, без осознания того, когда их можно применить. Отмечаются недостаточность и своеобразие их собственной речи, трудности в понимании обращённой к ним речи. Непонимание значения слов, бедность словаря, слабая техника чтения создают трудности в обучении решению задач. Нередко учащиеся не решают задачу потому, что не понимают значения слов, выражений, предметной ситуации задачи, а также той математической «нагрузки», которую несут такие слова, как другой, второй, оба, каждый, столько же.

Учащиеся коррекционной школы затрудняются в использовании имеющихся знаний в новой ситуации и практической деятельности. Они некритичны в выполнении действий, им свойственна слабость самоконтроля. Дети редко сомневаются в правильности своих действий, не проверяют ответов, не замечают даже абсурдных ошибок.

Успех в обучении математике школьников с нарушением интеллекта во многом зависит, с одной стороны, от учёта трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями, а с другой – от учёта потенциальных возможностей учащихся.

Это даст возможность правильно осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, наметить пути коррекционной работы, сделать обучение успешным и востребованным.

Колмакова Тамара Ивановна

Информационные материалы:


3.Формирование навыка решения задач у обучающихся с ЗПР.Учитель – дефектолог Долибова Т.В. МКОШИ г. Астрахани «Общеобразовательная школа – интернат №3»
4.Самооценка как один из способов формирования контрольно-оценочной деятельности младшего школьника на уроках математики. Учитель начальных классов Лебедева Е.А. МКОШИ г.Астрахани «Общеобразовательная школа – интернат №3» 
5.Успешное обучение математике детей с ОВЗ через активизацию межполушарного взаимодействия коры голоного мозга. Учитель-дефектолог МКОШИ «Общеобразовательная школа-интернат №3» г. Астрахани Сиделкина Н.П.
6. Оценка и индивидуальные возможности обучающихся с проблемами интеллектуального развития. Учитель специального (коррекционного) класса Багрянцева С.А. МКОШИ г.Астрахани «Общеобразовательная школа – интернат №3»
7.Технология оценивания учебных достижений учащихся начальных классов на уроках математики. Учитель начальных классов Осанова Н.Е. МКОШИ г.Астрахани «Общеобразовательная школа – интернат №3»
8.Формы и методы оценки в условиях ФГОС НОО. Учитель начальных классов Уколова Т.В. МКОШИ г.Астрахани «Общеобразовательная школа – интернат №3»
9.Тест как метод контроля знаний, умений, навыков младших школьников на уроках математики Учитель начальных классов Сундутова А.А. МКОШИ  г. Астрахани «Общеобразовательная школа-интернат № 3»
10.Методика изучения геометрического материала в начальных классах у детей с особыми образовательными потребностями. Учитель начальных классов Скоробогатова С.Ю. МКОШИ г. Астрахани  «Общеобразовательная школа-интернат №3» 
11.Формирование логического мышления младших школьников.   Учитель  начальных классов Сундутова А. Р. МКОШИ г.Астрахани «Общеобразовательная школа-интернат № 3»  
12.Методы и формы организации контроля на уроках математики в начальной школе.  Учитель начальных классов  Миталева Ирина Владимировна МКОШИ г.Астрахани «Общеобразовательная школа-интернат №3»
13.Использование коррекционно-развивающих методов на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида Учитель начальных классов Василенко С. В. ГБСКОУ АО «Харабалинская СКОШИ VIII вида»

14.Эффективные приёмы развития познавательного интереса на уроках математики у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида.                                                                             Учитель начальных классов Рыжкова О.П. ГБСКОУ АО «Харабалинская СКОШИ VIII вида»  
15. Безотметочное оценивание в 1 классе по математике.  Гераськова Светлана Вячеславовна Учитель начальных классов МКОШИ г.Астрахани «Общеобразовательная школа-интернат №3»   
16. Актуализация опорных знаний по математике как форма оценки усвоения учебного материала.    Учитель специального (коррекционного) класса VII вида Шаповалова Ольга Борисовна
17.Развитие познавательных способностей учащихся с ЗПР в начальных классах на уроках математики. Катукова Светлана Александровна Учитель начальных классов  МКОШИ г. Астрахани «Общеобразовательная школа-интернат №3» 
18. Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися коррекционной школы VIII вида. Учитель начальных классов Малышева Наталия Викторовна МКОШИ г. Астрахани «Общеобразовательная школа-интернат №3»                             

 









81 комментарий:

  1. Уважаемые коллеги! Приглашаем к обсуждению материалов. Ждем ваших комментариев.

    ОтветитьУдалить
  2. Уважаемые коллеги! Проектная деятельность в условиях специальной (коррекционной) школы дает возможность заменить парадигму образования "Учитель- ученик- учебник" на новую- " Ученик- учебник- учитель". В получении математических знаний использование метода проектов играет особо важную роль, так как в процессе деятельности по осуществлению проекта весь процесс ориентирован на учащегося с его индивидуальными особенностями; усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта , так как каждому отведена определённая роль;совместная работа обязывает довести дело до конца.
    В результате работы над проектом по математике, да и по любому другому предмету, дети учатся самостоятельно отыскивать способы реализации поставленных задач, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. А это значит , результативней осуществляется социализация и интеграция воспитанников в современное общество.
    Рекомендую Вам внимательно ознакомиться с опытом работы руководителя областного методического объединения учителей математики СКОШ , учителя математики ГБСКОУ АО " СКОШИ № 1"Лосевой Н.В..

    ОтветитьУдалить
  3. Математика - трудный предмет, особенно для детей с недостатками интеллектуальной деятельности. Основным недостатком таких детей является недоразвитие познавательной деятельности и слабость познавательного интереса. Познавательный интерес характеризуется стремлением к познанию и новым более полным знаниям. Развитие познавательного интереса становится основой положительного отношения к учёбе.
    Активизация познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья без развития познавательного интереса невозможна.
    Формирование познавательного интереса в обучении может происходить по двум основным каналам: с одной стороны само содержание учебного предмета, а с другой – путём организации познавательной деятельности учащихся. Известно, что ничто не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное и интересное. Удивление – сильный стимул познания. При этом учащиеся испытывают эмоциональный подъём, стремление к познанию и радость удачи.
    Для успешного обучения учащихся математике в коррекционной школе учитель должен хорошо знать учащихся, их особенности, чтобы планировать работу класса. Предлагаю Вам внимательно ознакомиться со статьёй Колмаковой Тамары Ивановны – старшего преподавателя, Отличника народного образования.

    ОтветитьУдалить
  4. Сахипкереева Светлана15 сентября 2015 г. в 22:20

    Преподавание математики детям с ОВЗ всегда обуславливает индивидуально-дифференцированный подход.Это сложный, но интересный процесс. Мы благодарим создателей форума и надеемся на тесное сотрудничество!

    ОтветитьУдалить
  5. Одной из актуальных теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с нарушением интеллекта. Владение математическими представлениями является эффективным средством коррекции недостатков умственного развития школьников, поскольку процессы счета, сравнения и преобразования множеств предполагают осуществление целенаправленных интеллектуальных действий.
    В процессе обучения математики дети должны, прежде всего, овладеть определенным уровнем счетно-вычислительной деятельности, предусмотренным учебной программой. В процессе формирования вычислительных навыков у учащихся школы VIII вида ведущую роль отводится обучению арифметическим действиям. Обучение арифметическим действиям школьников с нарушением интеллекта имеет ряд особенностей, поэтому учителю следует использовать такую систему занятий по раскрытию содержания математических представлений и понятий, которая учитывает особенности познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта и включает в себя коррекционную работу как важнейшую в обучении математики. Особенно актуальны эти вопросы в младших классах, где закладываются основные математические понятия.

    ОтветитьУдалить

  6. "коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях: а) осуществлять индивидуальный подход к детям; б) предотвращать наступление утомления; в) в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей; г) во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности; д) обеспечить обогащения детей математическими знаниями об (используя развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.). Уркунова Лариса Хамитовна учитель математики МБОУ "Байбекская СОШ имени Абая Кунанбаева""

    ОтветитьУдалить
  7. "Проектная деятельность в условиях специальной (коррекционной) школы дает возможность заменить парадигму образования "Учитель- ученик- учебник" на новую- " Ученик- учебник- учитель". В получении математических знаний использование метода проектов играет особо важную роль, так как в процессе деятельности по осуществлению проекта весь процесс ориентирован на учащегося с его индивидуальными особенностями; усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта , так как каждому отведена определённая роль;совместная работа обязывает довести дело до конца. В результате работы над проектом по математике, да и по любому другому предмету, дети учатся самостоятельно отыскивать способы реализации поставленных задач, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. А это значит , результативней осуществляется социализация и интеграция воспитанников в современное общество. Уркунова Лариса Хамитовна учитель "

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна с комментарием Уркуновой Л.Х в частности с применением метода проектов в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Хочется добавить,что работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам:
      - уроки становятся более оживленными, обучающиеся с нетерпением ожидают как момента начала работы над проектом, так и заключительный этап – презентацию;
      - прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для обучающихся;
      - у обучающихся с ОВЗ появляется стимул не только получить хорошую оценку, но и хорошие результаты проделанной работы.
      Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям детей.
      Курлина Нонна Владимировна, учитель ГБПОУ АО СПО АГТ

      Удалить

  8. "Особенности преподавания математики в коррекционной школе VIII вида 1.Психофизические особенности детей с нарушением интеллекта. 2.Специфика отбора содержание программного материала для обучения математике в коррекционных школах 8 вида. 3.Особенности преподавания математике в коррекционных классах Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практики школы. Опыт показывает, что, несмотря на большое внимание, которое уделяется совершенствованию содержания образования, разгрузки школьных программ, оснащению кабинетов современной техникой, улучшению условий труда учителей, учить всех и учить хорошо при существующем, традиционном построении учебного процесса невозможно. Специальные исследования В. А. Крутецкого показали, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необходима способность к формализованному восприятию математического материала (схватыванию формальной"

    ОтветитьУдалить
  9. Уважаемые коллеги, не забывайте подписывать свои комментарии, иначе они отображаются как анонимные. Если вы хотите разместить статью присылайте её мне на почту elnara19@gmail.com

    ОтветитьУдалить
  10. Уважаемые коллеги! Напоминаю Вам, что тема нашего интернет- форума «Разнообразные формы оценки образовательных достижений обучающихся по математике». Поэтому опыт, представленный Яхиной М.В., учителем математики ГБОУ АО «СКОШИ I-II вида», интересен не только инновационными подходами к обучению математике детей с ОВЗ, но и представленными разнообразными формами оценки их знаний. Математика как предмет обычно вызывает затруднения у большинства детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому необходимо продумывать коррекционно- развивающие формы, приёмы и методы оценки математических знаний обучающихся. С уважением Колмакова Тамара Ивановна.

    ОтветитьУдалить
  11. Яхина Марина Викторовна16 сентября 2015 г. в 10:40

    Проектная деятельность – это одна из эффективных форм ведения образовательной деятельности. Включение такого рода деятельности в образовательный процесс позволяет развить у учащихся с ОВЗ мотивацию к учению, повысить познавательную активность на уроках математики, развить умение работать в качественно новой образовательной среде, сформировать исследовательские умения и выстроить индивидуальную траекторию развития обучающегося. Поэтому опыт, представленный Лосевой Н.В, учителем математики ГБСКОУ АО " СКОШИ № 1" очень интересен инновационным подходом в обучении математики детей с ОВЗ.

    ОтветитьУдалить
  12. Исмухамбетова М.Е. учитель математики ГБОУ АО "Володарская СКШИ"17 сентября 2015 г. в 00:24

    Формирование вычислительных навыков - трудоемкое и порой скучная для учащихся работа, если не вносить разнообразия в ее организацию. Разнообразная подача математического материала эмоционально воздействует на детей. Применяя нестандартные методы, учитель способствует активности учащихся, так как в заданиях заложена смена деятельности детей (они слушают, думают, отвечают, составляют выражения, находят их значения и дописывают результаты). Опыт представленный Яхиной М.В. очень интересен и актуален. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  13. Дополнительные средства, стимулирующие развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества, представленные в статье Яхиной М.В. учителя математики ГБОУ «СКОШИ I-II вида можно использовать как текущую проверку знаний учащихся. Тестирование, заполнение таблиц даёт возможность оценить знания и умения учащихся, выявить затруднения и оказать своевременную помощь учащимся. И особенно это интересно, если используется компьютер.

    ОтветитьУдалить
  14. Яхина Марина Викторовна20 сентября 2015 г. в 12:21

    Применение ИКТ на уроках позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, активизирует умственную деятельность учеников, стимулирует их к самостоятельному приобретению знаний. У учащихся с ОВЗ развивается любознательность, познавательный интерес. Стремлюсь использовать компьютер на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Использование компьютерной программы обработки результатов тестирования позволяет мне осуществить обратную связь процесса обучения, проанализировать деятельность класса в целом, результаты каждого ученика в отдельности и выбрать пути корректировки учебного процесса для оказания необходимой помощи обучаемым, для достижения намеченных результатов.

    ОтветитьУдалить
  15. Опыт работы учителя математики Лебедевой Е.А. интересен тем, что она затрагивает такую форму оценки универсальных учебных действий обучающихся , как самооценка. Формировать навыки самооценку у детей с ОВЗ необходимо с первых дней обучения, не забывая об этом на каждом уроке, а не только на уроках математики. Эта кропотливая работа даёт хорошую динамику в развитии всех познавательных процессов у детей с ОВЗ.
    Колмакова Т.И.

    ОтветитьУдалить
  16. Елена Лебедева21 сентября 2015 г. в 06:50

    Действительно, в последнее время растет число детей со сниженной активностью левого полушария. Так как правое и левое полушария связаны с приемом и переработкой всей информации, их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Поэтому опыт учителя-дефектолога МКОШИ «Общеобразовательная школа-интернат №3» г.Астрахани Сиделкиной Н.П., представленный в виде комплекса кинезиологических упражнений, предполагающих развитие умственных способностей через определённые двигательные упражнения, позволяющие улучшить межполушарное взаимодействие, очень интересен, так как способствует успешному обучению математике детей с ОВЗ.

    ОтветитьУдалить
  17. Наталья Осанова21 сентября 2015 г. в 06:54

    Прочитав статью учителя Лебедевой Е.А., возник вопрос: в каких учебных ситуациях на уроках математики обучающиеся применяют самооценку?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Лебедева21 сентября 2015 г. в 07:19

      Самооценка применяется на всех этапах урока математики. Это помогает определить уровень достижений воспитанников и спланировать работу по преодолению трудностей, сделать обучающихся более активными и мотивированными.

      Удалить
  18. Елена Лебедева21 сентября 2015 г. в 06:58

    Вопрос учителю-дефектологу Долибовой Т.В.: "Меняется ли в течение учебного года состав рабочих групп на уроках?"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Долибова21 сентября 2015 г. в 07:01

      Меняется в зависимости от динамики усвоения обучающимися учебной программы.

      Удалить
  19. Елена Лебедева21 сентября 2015 г. в 07:07

    Вопрос учителю-дефектологу Долибовой Т.В.: "Как влияет работа по организации этапов решения задач на оценку учебной деятельности?"

    ОтветитьУдалить
  20. Наталья Осанова21 сентября 2015 г. в 07:11

    Проблема формирования навыка решения задач очень актуальна для всех педагогов, работающих с детьми с ЗПР. Хочется поблагодарить учителя-дефектолога МКОШИ «Общеобразовательная школа-интернат №3» г.Астрахани Долибову Т.В. за предоставленный практический материал по организации в классе разноуровневых рабочих групп при решении текстовых задач. Обязательно использую данный материал в своей работе.

    ОтветитьУдалить
  21. Наталья Осанова21 сентября 2015 г. в 07:23

    Вопрос учителю-дефектологу Сиделкиной Н.П.: "Есть ли динамика от использования кинезиологического комплекса на занятиях?"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Сиделкина21 сентября 2015 г. в 07:25

      Есть, т.к. занятия с использованием данного комплекса приводят к увеличению продуктивности объема и устойчивости внимания на уроках математики.

      Удалить
  22. Добрый день, коллеги! У нас появились новые интересные статьи учителей МКОШИ г.Астрахани «Общеобразовательная школа – интернат №3». Ждем Ваших комментариев!

    ОтветитьУдалить
  23. Согласна с коллегой, учителем начальных классов Лебедевой Е.А., что на уроках математики отработанный алгоритм самооценки помогает определить уровень достижений ученика и спланировать работу по преодолению трудностей.
    Можно заметить, что в старших классах у учеников с недостатками умственного развития отчетливо обнаруживается тенденция к адекватной самооценке. Показательно, что недооценка своих возможностей обычно отмечается у учащихся с лучшей успеваемостью и соответственно с более высоким уровнем интеллекта. Для школьников, успевающих слабо, т.е. с более выраженной умственной отсталостью, характерна переоценка своих возможностей, т. е. завышенная самооценка и высокий уровень притязаний.
    Я стараюсь создавать на своих уроках доброжелательную обстановку. Выходы к доске оцениваю словами, повышающими самооценку ребенка: «хорошо», «замечательно», «молодец». На уроках должна присутствовать атмосфера успеха, когда детям уютно, комфортно и они чувствуют, что их любят и уважают.

    ОтветитьУдалить
  24. Добрый день, уважаемые коллеги! Прошу Вас не забывать читать материалы и откликаться на них вопросами и комментариями, так как проблемы, поднимаемые педагогами, работающими с детьми с ОВЗ, волнуют всех предметников, а не только учителей математики. Не забываем, что желательно побольше комментариев и вопросов к авторам материалов. С уважением Колмакова Т.И.

    ОтветитьУдалить
  25. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  26. Уважаемые коллеги! Хочу ещё раз обратить Ваше внимание на огромное значение оценки деятельности обучающихся на уроках вообще и, в частности, на уроках математики, в специальной (коррекционной) школе.
    В коррекционной работе особенно важна промежуточная оценка учебной деятельности, в процессе которой педагог осуществляет индивидуально- дифференцированный подход к детям и может постепенно и последовательно формировать учебную мотивацию у самого слабого ребёнка.
    Не стоит забывать о воспитательных целях каждого урока, когда в процессе адекватного оценивания учебной деятельности обучающихся формируется динамический стереотип, где адекватная оценка своих возможностей играет далеко не последнюю роль.
    Уважаемые коллеги! Рекомендую Вам ознакомиться с материалом учителя начальных классов МКОШИ г. Астрахани «Общеобразовательная школа- интернат № 3» Уколовой Т.В. и оставить свои комментарии. С уважением Колмакова Т.И.

    ОтветитьУдалить
  27. Татьяна Уколова23 сентября 2015 г. в 02:04

    Я согласна с мнением педагога МКОШИ «Общеобразовательная школа-интернат №3» г.Астрахани Осановой Натальи Евгеньевны о том, что часто понятия "оценка" и "отметка" отождествляется. Но разграничение этих понятий крайне важно в работе педагога, так как это ориентировано на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке. Это особенно актуально в начальной школе. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  28. Татьяна Уколова23 сентября 2015 г. в 02:13

    Ознакомившись со статьями коллег по организации работы с детьми, хотелось бы задать следующий вопрос: "Как вы считаете, какими должны быть границы применения системы оценки для детей с ЗПР?"

    ОтветитьУдалить
  29. Татьяна Уколова23 сентября 2015 г. в 02:28

    Хочется поблагодарить педагога МКОШИ «Общеобразовательная школа-интернат №3» г.Астрахани Лебедеву Елену Александровну за предоставленный алгоритм самооценки, который она выработала совместно с обучающимися. Это помогает определить уровень достижений воспитанника и спланировать работу по преодолению трудностей. Я обязательно возьму это на вооружение и буду использовать в дальнейшей работе. Большое спасибо!

    ОтветитьУдалить
  30. Асима Сундутова23 сентября 2015 г. в 04:56

    С большим интересом ознакомилась со статьёй учителя начальных классов МКОШИ«Общеобразовательная школа-интернат №3» г.Астрахани Скоробогатовой С.Ю." Методика изучения геометрического материала в начальной школе у детей с особыми образовательными потребностями". Считаю, что данную методику можно применять и в коррекционных классах. Я обязательно возьму это на вооружение и буду использовать в дальнейшей работе. Большое спасибо!

    ОтветитьУдалить
  31. Асима Сундутова23 сентября 2015 г. в 05:02

    Вопрос Скоробогатовой С.Ю. Как долго вы применяете данную методику и какова её результативность?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Скоробогатова23 сентября 2015 г. в 05:07

      С данной методикой я работаю пятый год. Несмотря на то, что я работаю с детьми с особыми образовательными потребностями, я могу констатировать, что мои дети умеют пользоваться геометрическими инструментами, аккуратно и точно выполняют чертежи и необходимые измерения. Такие занятия активируют детей, повышают самооценку, и соответственно, мотивацию.

      Удалить
  32. Асия Сундутова23 сентября 2015 г. в 05:10

    Вопрос Скоробогатовой С.Ю. Применяете ли Вы данную методику во внеурочной деятельности?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Скоробогатова23 сентября 2015 г. в 05:13

      Да. Довольно часто. Составляем с детьми презентации, сказки, проекты. Провожу КВН.

      Удалить
  33. Светлана Скоробогатова23 сентября 2015 г. в 05:16

    Вопрос Сундутовой А.А.Дифференцируете ли Вы задания при работе с тестами?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Асима Сундутова23 сентября 2015 г. в 05:21

      Да. Безусловно. Я изменяю количество вопросов ( добавляю или уменьшаю, в зависимости от способности данного ученика)или составляю свои вопросы по данной теме более упрощённые. Но в основном опираюсь на КимЫ по УМК "Школа России"

      Удалить
  34. Асия Сундутова23 сентября 2015 г. в 05:24

    Вопрос Сундутовой А.А. Как вы думаете эффективно ли применение тестов для проверки знаний учащихся?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Асима Сундутова23 сентября 2015 г. в 05:32

      Я считаю, что если правильно проводить тесты , то они являются помощниками учителю при проверке знаний учащихся.Я люблю работать с КИМами, но самое главное, что данная работа вселяет уверенность в своих знаниях в детях, повышает мотивацию и постепенно готовит их к сдаче ЕГЭ.

      Удалить
  35. Татьяна Долибова23 сентября 2015 г. в 06:57

    Наталья Евгеньевна, скажите, пожалуйста, смогли ли Вы с помощью самооценки создать обратную связь между учеником и учителем и расстраивает ли Ваших учеников «удовлетворительная» или «неудовлетворительная» отметка?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Осанова23 сентября 2015 г. в 06:59

      Могу смело сказать, что смогла. Мои ученики мотивированы, они умеют объективно анализировать и оценивать свою деятельность.

      Удалить
  36. Светлана Багрянцева23 сентября 2015 г. в 07:04

    Вопрос Уколовой Т.В.: "Группа детей с ЗПР сложная, неоднородная по структуре дефекта. Оценка влияет ли на их воспитание?"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Уколова23 сентября 2015 г. в 07:09

      Оценка – мощное средство воспитания, воздействующее на развитие личности в целом. Оценка имеет влияние на воспитание, если школьник доверяет учителю.

      Удалить
  37. Светлана Багрянцева23 сентября 2015 г. в 07:11

    Вопрос Уколовой Т.В.: " Много сказано о предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования. Как Вы оцениваете личностные УУД?"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Уколова24 сентября 2015 г. в 21:29

      Результаты личностного развития предполагают проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, неперсонифицированные работы в таблицах имеют только положительную или отрицательную позицию.

      Удалить
  38. Ирина Миталева23 сентября 2015 г. в 09:20

    Действительно,очень важно правильно подобрать формы и методы работы при изучении геометрического материала.В своей статье С.Ю.Скоробогатова поделилась с нами очень интересным опытом своей работы,думаю каждый возьмет его на вооружение.Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  39. Асима Сундутова23 сентября 2015 г. в 22:04

    Вопрос"Как часто Вы используете на уроках задания логического характера?"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Асия Сундутова23 сентября 2015 г. в 22:08

      Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятий специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в самых простых закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

      Удалить
  40. Ирина Миталева23 сентября 2015 г. в 22:20

    Вопрос учителю Сундутовой А.А:"С какого класса вы считаете эффективнее начинать работу с тестами?"

    ОтветитьУдалить
  41. Светлана Скоробогатова23 сентября 2015 г. в 22:24

    Многие считают, что с детьми с особыми образовательными потребностями трудно и неэффективно проводить работу с заданиями логического содержания. Но я согласна с Вами, что, перед учителем начальных классов развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большой степени это реализовывать. Большое спасибо!

    ОтветитьУдалить
  42. Уважемые коллеги! Обращаю Ваше внимание на материал, представленный учителем начальных классов ГБСКОУ АО «Харабалинская СКОШИ VIII вида» Василенко С.В. «Использование коррекционно- развивающих методов на уроках математики в специальной ( коррекционной) школе VIII вида».
    Педагог определяет пути коррекционно- развивающего обучения математике в начальных классах, опираясь на тщательное изучение степени дефекта , психофизических особенностей каждого ребёнка, подбирая интересные приёмы работы , учитывая индивидуальные возможности каждого и формируя тем самым мотивацию к изучению математики.
    С уважением Колмакова Т.И.

    ОтветитьУдалить
  43. Добрый день, уважаемые коллеги! Обращаю Ваше внимание на материал «Эффективные приёмы развития познавательного интереса на уроках математики у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида», опубликованный учителем начальных классов ГБСКОУ АО «Харабалинская СКОШИ VIII вида» Рыжковой О.П.
    Педагог применяет разнообразные коррекционно- развивающие приёмы и методы, активизирующие познавательную деятельность обучающихся. Однако на первое место в работы с детьми с ОВЗ необходимо ставить особенности дефекта каждого воспитанника, психолого- педагогические и, конечно, индивидуальные особенности, исходя из которых и строится коррекционно- развивающее обучение и воспитание детей с ОВЗ.
    С уважением Колмакова Т.И.

    ОтветитьУдалить
  44. Сиделкина Надежда Павловна24 сентября 2015 г. в 06:30

    Проблема развития познавательного интереса детей с ОВЗ всегда в центре внимания педагогов. Под познавательным интересом мы понимаем положительное, эмоционально-поисковое отношение личности к предметам. Большим потенциалом развития познавательного интереса школьника с умственной отсталостью обладает игровой метод, который способствуют порождению интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам. Ученики школы VIII вида с большим трудом запоминают правила и алгоритмы решений, а в игре незаметно для себя выполняют большое число математических действий, упражнений, тренируются в счете. Такие задания заинтересовывают всех учащихся без исключения. Во время игры учащиеся активно решают задания по математике.Опыт учителя
    Рыжковой О.П. очень интересен.

    ОтветитьУдалить
  45. Сиделкина Надежда Павловна24 сентября 2015 г. в 06:41

    Современная начальная школа - это школа пробы сил ребенка, оценивание учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие. Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя за качество процесса обучения, ориентирована на результаты. Из статьи Шаповаловой О.Б. видно, что оценивание каждого этапа урока математики, ориентированно на эффективное обучение и научение школьника.

    ОтветитьУдалить
  46. Как и коллега Сундутова А.А., в своей работе я часто использую тесты. Основное достоинство тестовой формы контроля – это простота и скорость, с которой делается первая оценка уровня обученности по данной конкретной теме, позволяющая оценить готовность к итоговому контролю в иных, традиционных формах и, в случае надобности, откорректировать те или иные элементы темы. С помощью тестов можно опросить каждого ученика по всем разделам и темам предмета. Также тестирование помогает учащимся подготовиться к ГИА.

    ОтветитьУдалить
  47. Асия Сундутова24 сентября 2015 г. в 21:28

    Очень понравилась статья учителя начальных классов Катуковой С.А. "Развитие познавательных способностей учащихся с ЗПР в начальных классах на уроках математики". Особенно заинтересовала организация самостоятельной работы. Многое возьму себе на вооружение.Большое спасибо. Дальнейших творческих успехов!

    ОтветитьУдалить
  48. Татьяна Долибова24 сентября 2015 г. в 21:31

    Сейчас очень актуальна тема ФГОС обучающихся с ОВЗ, который вступает в силу в 2016 году. Интересна тема статьи учителя специального (коррекционного) класса Багрянцевой С.А., которая, учитывая индивидуальные возможностей обучающихся, использует разноуровневый подход и подбирает задания с учетом допустимого уровня усвоения математических знаний. Как правило, это ведет к успешности усвоения знаний и дает хорошую мотивацию.

    ОтветитьУдалить
  49. Асия Сундутова24 сентября 2015 г. в 21:35

    Вопрос Лебедевой Е.А. Мне очень понравился алгоритм самооценивания. Скажите, пожалуйста, Вы сразу вводите все вопросы или это происходит постепенно?

    ОтветитьУдалить
  50. Асия Сундутова24 сентября 2015 г. в 22:10

    Вопрос Рыжковой О.П. Уважаемая Оксана Петровна с большим интересом ознакомилась с Вашей статьёй, Хочу данную работу проводить у себя в классе. в связи с этим вопрос: "Понятно, что солнышко- это хорошее настроение, тучка - плохое, а что означает облачко? И второй вопрос: " Как в течение дня Вы фиксируете изменение в настроении ребёнка?""

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана Рыжкова26 сентября 2015 г. в 01:05

      Ответ на вопрос № 1.
      Солнышко - это хорошее настроение, облачко - плохое, а тучка - это когда ребёнок испытывает физическое недомогание.
      Я столкнулась с тем, что дети не всегда вовремя могут правильно сообщить учителю о своём физическом недомогании. Поэтому я ввела дополнительную карточку с изображением грозовой тучки, которая указывает на то, что ребёнок испытывает физическую слабость (кружится голова, тошнота и т. п.)
      И теперь, когда я вижу, что ребёнок взял тучку, то я могу своевременно оказать ему необходимую помощь.
      Ответ на вопрос № 2.
      У детей есть возможность в течение всего дня периодически снимать с классного уголка "карточки настроения" и выкладывать у себя на парте.
      Таким образом, я могу наблюдать изменения в психоэмоциональном состоянии ребёнка.

      Удалить
  51. Татьяна Долибова25 сентября 2015 г. в 01:34

    Важным звеном на уроке математики является контроль знаний и умений обучающихся. Оценка – является целью и средством обучения. Эффективность учебной работы на уроке существенно зависит от того, как обучающиеся включены в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии), это помогает и скорректировать и распланировать свою работу. Полностью согласна с коллегой Осановой Н.Е., вовлеченность учащихся в процесс оценивания, не только повышает мотивацию к обучению, на и дает возможность коррегировать и планировать урок, ведет к успешности освоения предмета.

    ОтветитьУдалить
  52. Светлана Катукова25 сентября 2015 г. в 01:42

    Действительно, "актуализация",говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, т. е. "освежить" прежние знания и способы деятельности в памяти. Это важный этап урока для детей с особыми образовательными потребностями. Опыт представленный Шаповаловой О. Б. очень интересен и актуален. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  53. Светлана Катукова25 сентября 2015 г. в 01:53

    Согласна с коллегой, учителем начальных классов Гераськовой Светланой Вячеславовной, что важно при безотметочном оценивании учить обучающихся сравнивать цель и результат, давать детям возможность оценить содержание своей письменной работы. Интересны её разработки по выстраиванию системы оценивания таким образом, что обучающиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычки самооценки, самоконтроля и взаимопомощи. При этом оцениваются только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные его качества. Действительно, правильно организованную оценочную деятельность следует рассматривать как основу для формирования ученической самооценки и саморегуляции.

    ОтветитьУдалить
  54. Светлана Катукова25 сентября 2015 г. в 02:06

    Вопрос Шаповаловой О.Б. Уважаемая Ольга Борисовна, на сколько приёмы мотивации учебной деятельности и актуализации знаний помогают осознанному вхождению учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

    ОтветитьУдалить
  55. Светлана Гераськова25 сентября 2015 г. в 02:54

    Я согласна с мнением педагога МКОШИ г.Астрахани "Общеобразовательная школа-интернат№3" Уколовой Татьяной Владимировной в том, что измененная оценочно-отметочная шкала, которая построена по принципу "прибавления" и "уровневого подхода"- решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи,оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
    Это очень важно при работе с детьми с ЗПР. Я возьму это на вооружение и буду использовать в своей работе. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  56. Полностью согласна с коллегой Осановой Н.Е., вовлеченность учащихся в процесс оценивания, не только повышает мотивацию к обучению, на и дает возможность коррегировать и планировать урок, ведет к успешности освоения предмета. С уважением Уркунова Л.Х. учитель математики МБОУ "Байбекская СОШ имени Абая Кунанбаева"

    ОтветитьУдалить
  57. Очень понравилась статья учителя начальных классов Василенко С.В. ГБСКОУ АО «Харабалинская СКОШИ VIII вида» «Использование коррекционно- развивающих методов на уроках математики в специальной ( коррекционной) школе VIII вида». Особенно заинтересовал подбор развивающих и дидактических игр. Многое возьму себе на вооружение. Большое спасибо.

    ОтветитьУдалить
  58. Я согласна с коллегой Василенко Светланой Викторовной в том, что использование коррекционно- развивающих методов и приёмов на уроках математики способствует положительной динамике качества ЗУН в учебно-коррекционном процессе. С уважением Рыжкова О.П. учитель начальных классов ГБСКОУ АО «Харабалинская СКОШИ VIII вида»

    ОтветитьУдалить
  59. Светлана Василенко25 сентября 2015 г. в 13:31

    Наблюдения показывают, что узость, нецеленаправленность и слабая активность восприятия у школьников с ОВЗ создают определённые трудности в понимании задачи, математического задания. Введение в урок сказочных героев и персонажей из мультфильмов - это один из театральных приёмов, который позволяет организовать внимание учащихся, активизировать познавательную сферу, а также способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности и улучшает общую работоспособность. Опыт учителя Рыжковой Оксаны Петровны интересен и положительное воздействие данного коррекционно-развивающего обучения на детей с ОВЗ бесспорно. С уважением Василенко С.В.учитель начальных классов ГБСКОУ АО «Харабалинская СКОШИ VIII вида»

    ОтветитьУдалить
  60. Светлана Василенко25 сентября 2015 г. в 14:18

    Основной задачей обучения математике в коррекционной школе VIII вида является ее практическая направленность, получение тех знаний, умений и навыков, которые необходимы в повседневной жизни. Необходимо в первую очередь воспитывать у учащихся трудолюбие, настойчивость и, конечно, умение самостоятельно выполнять данные задания.
    Учащиеся c ОВЗ из-за нарушения мыслительных процессов с трудом овладевают программным материалом по математике и, поэтому, нуждаются в постоянной направляющей и корригирующей помощи при выполнении различных заданий. Организуя работу учащихся на уроке, наряду с фронтальной работой значительное время необходимо уделять самостоятельной работе. Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель уровня УУД по предмету. Организация самостоятельной работы учащихся – один из самых трудных моментов урока.Опыт представленный Катуковой С.А. интересен и актуален.Многое возьму себе на вооружение.Большое спасибо. С уважением Василенко С.В.учитель начальных классов ГБСКОУ АО «Харабалинская СКОШИ VIII вида»

    ОтветитьУдалить
  61. Светлана Василенко25 сентября 2015 г. в 16:22

    Согласна с актуальным мнением педагога МКОШИ г.Астрахани "Общеобразовательная школа-интернат№3" Уколовой Т.В. "Формы и методы оценки в условиях ФГОС НОО"в том,что вместо воспроизведений знаний будут оцениваться разные направления деятельности учащихся,то есть то, что им нужно для дальнейшей социализации, адаптации и интеграции в ходе решения различных практических задач.
    Новая система будет способствовать снижению уровня тревожности по ситуациям, связанным с проверкой знаний, повышению уровню самооценки и качества знаний учащихся.

    ОтветитьУдалить
  62. Светлана Гераськова25 сентября 2015 г. в 23:31

    Полностью согласна с коллегой МКОШИ г. Астрахани "Общеобразовательная школа-интернат №3 Сундутовой А. А., в том, что тест-это стандартизированное задание с вариантами ответов, среди которых,как правило,даются верные и неверные. Такая форма контроля , как тесты, развивают самостоятельность, ответственность, внимание и мышление. И это способствует повышению уровня знаний. В своей работе этот метод буду использовать чаще.

    ОтветитьУдалить
  63. Светлана Гераськова25 сентября 2015 г. в 23:35

    Вопрос к Сундутоваой А.А.:"Как вы считаете, а можно ли использовать тесты, как форму контроля в 1 классе?"

    ОтветитьУдалить
  64. Оксана Рыжкова26 сентября 2015 г. в 03:49

    Я согласна с мнением педагога МКОШИ «Общеобразовательная школа-интернат №3» г.Астрахани Уколовой Т.В. в том, что очень важно переосмыслить традиционную оценочно-отметочную шкалу. Действительно, необходимо чтобы любой ученик стремился к безусловному успеху. Предполагается итоговую оценку за начальную школу выставлять на основе не только классного журнала, а так же на основе накопленных результатов в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе. Такая система контроля и оценки позволит ориентировать ребёнка на эффективное обучение, стимулировать обучающегося стремиться к высоким результатам.
    С уважением учитель начальных классов Рыжкова О.П.

    ОтветитьУдалить
  65. Ирина Миталева26 сентября 2015 г. в 04:00

    Вопрос к учителю специального(коррекционного)класса Багрянцевой С.А.:"Все ли ваши воспитанники стремятся получать только положительные оценки?"

    ОтветитьУдалить
  66. Оксана Рыжкова26 сентября 2015 г. в 06:46

    Очень понравилась статья учителя специального (коррекционного) класса Багрянцевой С.А. МКОШИ г. Астрахань «Общеобразовательная школа – интернат № 3» «Оценка и индивидуальные возможности обучающихся с проблемами интеллектуального развития».
    Для успешного усвоения учащимися знаний, умений и навыков по математике Багрянцева С.А. совместно с дефектологом осуществляют дифференцированный и индивидуальный подход. Педагог очень подробно остановилась на оценке письменных, проверочных и контрольных работ. Знания учащихся, занимающихся по индивидуальным маршрутам, оцениваются в соответствии с требованиями индивидуального маршрута.
    Особенно хочется отметить то, что педагог оценивает учащихся в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. В своей работе учитель учитывает индивидуальные возможности обучающихся, использует разноуровневый подход и подбирает задания с учетом допустимого уровня усвоения математических знаний, что безусловно ведет к успешности усвоения знаний и обеспечивает всестороннее развитие детей.
    Многое возьму себе на вооружение. Большое спасибо.
    С уважением учитель начальных классов Рыжкова О.П. ГБСКОУ АО «Харабалинская СКОШИ VIII вида»

    ОтветитьУдалить
  67. Оксана Рыжкова26 сентября 2015 г. в 10:33

    Полностью согласна с коллегой Лебедевой Е.А. , учителем начальных классов МКОШИ г. Астрахань «Общеобразовательная школа – интернат № 3». В коррекционной работе очень важно научить детей объективно оценивать себя. В ходе формирования у обучающихся самооценки и взаимооценки необходимо учитывать их речевые возможности. Школьникам с речевой патологией часто бывает не под силу дать словесную характеристику своей деятельности или охарактеризовать деятельность другого ученика. Большую помощь в этом им могут оказать наводящие вопросы, которые можно использовать для оценивания своей деятельности или деятельности товарищей. Алгоритм самооценки, представленный Лебедевой Е.А. помогает определить уровень достижений воспитанников и спланировать дальнейшую работу по преодолению трудностей. Научить детей способам самооценки – значит развить у ребёнка объективное приятие оценки учителя. Такая работа будет ориентировать детей на самосовершенствование. Опыт представленный Лебедевой Е.А. очень интересен и актуален. Я возьму это на вооружение и буду использовать в своей работе. Спасибо. С уважением Рыжкова О.П. учитель начальных классов ГБСКОУ АО «Харабалинская СКОШИ VIII вида»

    ОтветитьУдалить